Достоверное отображение света и тени в картине, – этому, на определенном этапе развития своего мастерства, старается научиться любой начинающий художник. Зачастую, удачно найденное световое решение картины вселяет в нее жизнь, добавляет "изюминку", заставляет произведение "играть"; и, наоборот, неудачная передача света "скрадывает" картину, делает ее невыразительной и неинтересной.
В теории основы передачи света и тени не так уж и сложны. Но чтобы освоить эту технику до уверенного владения, необходим не один час тренировок с кистью и красками.
Вот основные правила для работы "со светом", следование которым облегчит первые шаги в освоении данного направления:
1. Первые попытки передачи света и тени лучше осуществлять на одноцветных объектах. Здесь наиболее просто отследить места, требующие высветления и затемнения, а также добиться желаемого результата без нежелательного смешения цветов, легче работая с только одной краской.
Например, можно брать различные тона одного красного цвета, чтобы нарисовать "красную вазочку" в дневном свете и передать падающий на нее луч солнца.
2. В зависимости от рисуемого предмета, нужно выбрать "основной тон". Этой краской рисуем полностью сам предмет – создаем законченную основу изображения. И только поле этого переключаемся на тонкости, пытаемся отразить все желаемые оттенки рисунка.
3. Светлые места рисуемого предмета, естественно, должны быть отдельно подчеркнуты "более светлым тоном краски". При этом особое внимание нужно обращать на то, как падает свет на изображаемый объект. Те места, куда, например, падает солнечный свет, будут значительно светлее "основного тона".
При всей этой работе необходимо не забывать о том, что перетекания от светлого к темному тону надо делать плавными, особо тщательно растушевывая и смешивая границы тонов, без резких переходов.
4. Более темные тона находятся чаше всего на сторонах предмета, противоположных падающему свету. Здесь также, при использовании плавного перехода оттенков от светлого к более темному, можно достичь замечательного отображения затененности.
5. Естественно, свет и тень требуют внимания и в многокрасочных картинах. Данная работа значительно сложнее и хорошо удается только при наличии достаточного опыта с одноцветными предметами и понимания основ смешивания красок для получения новых цветовых решений.