Зачем заниматься с детьми рисованием? Педагоги и психологи обычно говорят так: "Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира". Или так: "Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка". Или приводят коронный довод: "Неважно, кем станет ваш ребенок, главное, что занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности".
Согласитесь, все эти доводы хотя и звучат здраво, но в целом ориентированы не на "здесь и сейчас", а на туманное будущее. Получается, что рисованием нужно заниматься для того, чтобы когда-то потом "стать человеком".
Давайте отойдем от такого, утилитарного взгляда на занятия с ребенком. Расслабимся, отложим на полчаса насущные дела – и наравне с ребенком посмотрим на интересные предметы вокруг нас. Подумаем…
…что можно сделать с кусочком веревки и кубиком? С резиновым ластиком и булавкой? С сырой картошкой и зубочисткой?
…что объединяет мыло и пузырек туши? Гуашь и силикатный клей? Силикатный клей и песок? Акварельную краску и скалку, которой раскатывают тесто? Чернила и соломинку для сока?
Вопросов много, да и ответов рождается немало. Хочется собрать все упомянутые предметы и начать экспериментировать. Да, не забудьте только про бумагу.
Возможные ответы
1. Из веревки и кубика, ластика и булавки, картошки и зубочистки можно сделать замечательные печати. Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся.
Как это делаетсяМатериалы | Красная рука | Зеленая рука |
| | |
Синяя рука | Желтые пальцы | |
| | |
Ну а если вам не по душе такие экстремальные техники, возьмите ластик или половину сырой картошки, вырежьте ножом для бумаги, скажем, ряд полос, насадите картошку на зубочистку, ластик – на булавку, и печатайте в свое удовольствие, обмакнув печать в цветные чернила или гуашь.
Более изощренный способ изготовления печати – фигурное наклеивание веревки на старый, ненужный кубик. Веревка по возможности должна быть из натурального материала и выразительной фактуры: с переплетениями, торчащими волокнами и пр. Кусок веревки изгибается, например, в форме спирали или петли для одежного крючка, наклеивается клеем ПВА на кубик, оставляется на 10 минут до высыхания. Затем все то же самое, что с картошкой и ластиком, – обмакиваем в чернила или гуашь, печатаем.
Как это делаетсяМатериалы | В процессе изготовления печатей | Печати готовы к работе |
| | |
Печати поработали. Далекая галактика | | |
| | |
Если чернила заменить акриловой краской, то оттиски можно делать и на дереве, и на стекле, и на ткани. Можно воспользоваться, например, акрилом для дизайнерских работ и для ткани от "Олки-арт" (С.-Петербург).
2. Пузырек туши и мыло (а также плотную бумагу, краски или масляную пастель, широкую кисть, зубочистку или перо) объединяет замечательная техника под названием граттаж (от фр. gratter – "царапать").Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.
Этап первый: бумагу полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!) разных цветов.
Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла (на глаз), и этой смесью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть.
Как вариант можно использовать черную гуашь – кому-то такой способ наверняка понравится больше.
А вот теперь самое интересное – этап третий: берем зубочистку (или перо, отточенную палочку) и… процарапываем рисунок по туши. У нас на глазах из-под мрачного черного слоя проступают радужные контуры.
Как это делаетсяМатериалы | Готовим радужную основу | Смешиваем тушь и мыло (пропустить, если пользуетесь гуашью) |
| | |
Закрашиваем основу | Готовы царапать | Тайный мир |
| | |
3. Гуашь в сочетании с силикатным клеем позволяет создавать на бумаге настоящие витражи. Работа проходит в два этапа. Сперва нужно создать контуры рисунка, для этого в пузырек клея примешивается примерно чайная ложка черной гуаши (сперва нужно смешать в чашке гуашь с небольшим количеством клея, затем влить смесь в пузырек), смесь тщательно взбалтывается. Теперь ей можно рисовать на бумаге – получаются черные выпуклые контуры. Рисунок нужно отложить до полного высыхания (на это может уйти до 24 часов). Когда контуры высохли, пространство между ними раскрасьте любыми красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами или просто фломастерами.
Вообще, техника
резервирования контуров (которые отделяют участки разных цветов и не позволяют краскам смешиваться) имеет много вариантов: резервным составом может служить не только подкрашенный клей, но и клей без добавок (тогда контуры будут бесцветными), свечка, масляная пастель – словом, все, что отталкивает воду и чем можно рисовать.
Как это делаетсяМатериалы | Смешиваем тушь и клей | Рисуем контуры клеем |
| | |
После высыхания раскрашиваем | | |
| | |
4. Силикатный клей и песок (или манка) способны творить чудеса Говорят, что японские дети приносят с собой в песочницу листы бумаги и клеевые карандаши. Карандашом рисуют "каляку-маляку", потом рисунок прижимают к песку – на бумаге остаются следы. В общем, технология проста и понятна. Вместо клеевого карандаша можно пользоваться клеем из пузырька и кисточкой, а подсохшую картину можно еще для пущей выразительности раскрасить.
Дина Абеле. Кривая, коллография. 5. С помощью акварельной (или гуашевой) краски и кухонной скалки рождаются картины в технике монотипии. Вы усмехнулись при слове "картины"? Напрасно. На IV Новосибирской биеннале графики по меньшей мере треть работ представлены в этой технике. Так что дело серьезное: берем лист акварельной бумаги, изображаем на нем нечто изящное (цветок, бабочку, облако), накладываем на рисунок еще один лист и прокатываем скалкой. Изображение на нижнем листе словно отразилось в воде – расплылось, задрожало, стало более мягким.
Как это делаетсяМатериалы | Рисуем розу | Накрываем листом и прокатываем скалкой |
| | |
Два нежных цветка | Кай-Май Олбри Каарна. Сад любви II | |
| | |
6. Кляксография Чернила и соломинка для сока позволяют создавать причудливые, "колючие" формы, которые ваша фантазия может распознавать как деревья, звезды, морских ежей, кактусы и чертополох. Капаем на лист плотной бумаги цветные чернила и дуем на них в соломинку под разными углами. Такая техника называется кляксография.
Материалы | Капаем чернила | Дуем на чернила. Мексиканский кактус |
| | |
Арсенал домашнего волшебства неисчерпаем. Чтобы расширить его, почитайте предложенные книги. Посмотрите художественные альбомы. Понаблюдайте за явлениями природы. Сходите на выставку, наконец. И, возможно, без специальных усилий, в процессе совместного творчества ваш ребенок создаст шедевр, достойный быть экспонатом Новосибирской биеннале.
Литература:
- Фиона Уотт. Я умею рисовать. М., 2003.
- О.А. Никологорская. Игры с красками и бумагой. М., 2003.
- М. Дрезнина. Игры на листе бумаги. М., 1998.
- О.А. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству. Новосибирск, 1993.
Благодарю за содействие школу "Современные родители" и, отдельно, О. Латкину, дизайнера и маму троих детей, – за ценные советы и литературу.
Фото автора. "Картинки с выставки" отсканированы с каталога IV Новосибирской биеннале современной графики (Новосибирск, 2005).
Автор: Евгения Лундина
Источник:
Sibmama.ru