Среди родителей, а зачастую и среди педагогов, бытует мнение, что любовь к рисованию заложена у ребенка самой природой, и с юных лет он должен стремиться рисовать. Однако в реальности они сталкиваются с тем, что ребенок равнодушен к этому занятию и не хочет по доброй воле уделять ему свое время. Что делать, если ребенок не любит рисовать? Что предпринять, чтобы он изменил свое отношение к столь интересному и полезному делу?
Рисовать – важно!Некоторые родители смиряются с равнодушием малыша к изобразительной деятельности, считая, что ему это просто "не дано", и совершенно напрасно. Дело не в наличии или отсутствии у малыша таланта к рисованию, а в желании творить, создавать что-то новое, прекрасное. Детские "художества" заключают в себе важный смысл и несут несколько функций:
1.
Прикладная. Умение рисовать неоднократно пригодится и маленькому, и взрослому человеку в самых разных сферах жизни. Ребенку оно поможет лучше учиться и успешнее осваивать новые знания. Кроме того, карандаш или кисточка в руках воздействуют на речевые центры малыша, расположенные на подушечках пальцев. Поэтому логопеды напрямую связывают рисование с развитием речи.
2.
Развивающая. Рисование – творческий процесс, который помогает малышу научиться фантазировать и осваивать новые навыки и умения. Оно помогает родителям вырастить из своего чада гармонично развитую личность, не потребителя, а ТВОРЦА.
3.
Терапевтическая. В рисовании раскрывается индивидуальность ребенка, отражаются позитивные эмоции и снимается (выливается) негатив. Недаром рисунок – один из эффективных приемов современной педагогики и детской психологии.
Так стоит ли лишать малыша всей пользы и радости художественной деятельности? Конечно, нет! Но, прежде чем предложить конкретные шаги по привлечению ребенка в ряды юных художников, нужно отметить один важный факт. Большинство "нерисующих" детей ХОТЯТ рисовать, просто не знают как! Им хотелось бы изобразить цветущие сады или любимую куклу, но первые попытки не приносят желаемого результата и заканчиваются разочарованием. Преодолеть неуверенность и научиться получать удовольствие от творческого процесса ребенку помогут 3 несложных этапа.
Первый этап: "Мой уголок"Обратите внимание, где рисует ребенок? Если проблем с мотивацией к рисованию у него нет, то это, в общем-то, не важно. А вот если тяги изобразительной деятельности у него нет, крайне необходимо оборудовать в квартире или доме удобный, красивый и безопасный во всех смыслах уголок для творчества. Требования к нему следующие:
- у малыша должна быть собственная мебель (стол и стул), причем проследите, чтобы ноги сидящего ребенка стояли на полу и образовывали с ним угол 90 градусов;
- на столе должно быть всегда прибрано (помогите малышу в этом), инструменты должны пребывать в порядке и полной "боеготовности", чтобы ребенок мог сесть порисовать в любой момент, когда только этого захочет;
- освещение должно быть организовано по всем правилам: в меру яркий свет лампы, падающий с левой стороны; идеально, если стол будет стоять возле окна;
- важное условие пробуждения интереса к изобразительному творчеству – яркие, интересные материалы для него. Малыш скорее потянется к красочному фломастеру, чем к блеклому, к интересной раскраске, чем к скучной. Поэтому приобретите для детского творческого уголка самые качественные, яркие и безопасные материалы и инструменты. Не бойтесь сами проявить креативность: в качестве листа для рисования предложите малышу не только белую, но и цветную бумагу, обои, кофейные фильтры, пластик, деревянную дощечку, снежный сугроб, асфальт и т.д.
Что касается такого полезного для детских пальчиков дела, как рисование карандашами, то в деле пробуждения интереса к художественной деятельности карандаши плохие помощники. Рисовать ими сложнее, чем красками. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребенка рисованием, подойдут гуашевые, пальчиковые, темперные краски, позже – восковые и пастельные мелки, фломастеры и гелевые ручки. Будьте в курсе новинок в области товаров для детского творчества, среди них есть много необычного и интересного! Так, детям очень нравится выдувать краску на трафарет с помощью специальных фломастеров (блопенов) или создавать собственные витражи.
Второй этап: "Сотворчество"Копирование поведения взрослых – непременное условие и этап развития детей. А любите ли вы рисовать? Видел ли малыш хотя бы раз, как рисуют его папа и мама, бабушка и дедушка? Если нет, то им придется научиться. Это не значит, что маме немедленно нужно начинать брать уроки у профессионалов. Детское рисование – понятное и доступное. Рисунки строятся на основе нескольких основных геометрических фигур, и изобразить домик, солнышко, снеговика сможет каждый родитель. В более сложных случаях используйте аппликацию. Например, приклейте на лист картинку с изображением обезьянки и дорисуйте вместе с ребенком бананы. Или спасите потерявшегося слоненка, нарисовав для него дорожку к маме. Творите вместе!
Этап третий: "Выставка"Что сделать с кипой готовых работ? Спрятать в шкаф, потихоньку отправить в мусорное ведро? Ни в коем случае! Устройте вернисаж начинающего художника, это поможет ему обрести испытать чувство гордости за свой труд, обрести уверенность в своих силах и закрепить в дальнейшем желание рисовать. Оформите картины в рамки и придумайте каждой название, попросите малыша поставить на "холстах" подпись автора (можно просто крестик) и год создания. Приготовьте закуски, нарядитесь и позовите родственников, друзей, соседей, но только позитивно настроенных и готовых поучаствовать в этом мероприятии. Позвольте малышу погреться в лучах славы, слушая добрые отзывы о своем труде. Можно устроить мастер-класс прямо во время показа, попросив ребенка нарисовать что-то наиболее удачное на бис. В конце вечера раздарите работы гостям, чтобы освободить место для новых творений.
В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что ребенку необходимо рисовать! Универсальных рецептов для мотивации малыша к столь важному и полезному делу не существует, но заинтересованность и поддержка близких, терпение, доброжелательность и, конечно, личный пример родителей – самые важные составляющие этого процесса.