Жизнь ребенка в рисунке
Тема: Статьи Дата: 22.10.13
Как часто мы видим своих детей рисующими за столом, под столом, на ковре, диване где только угодно. Несколько веков назад люди начали рисовать и этот метод самовыражения по сей день не забыт, ведь мы рисуем и будем рисовать. Можно сказать, что весь мир создан только благодаря рисунку.
Детский рисунок таит в себе множество образов, поэтому и по сей день вызывает интерес у большинства исследователей: искусствоведов, психологов, педагогов, биологов. Представители разных наук изучают внутренний мир ребенка. Искусствоведы, благодаря детским рисункам, открывают истоки творчества, Педагоги учат детей чётко изображать предметы, также ищут и применяют всё новые способы и методы обучения, которые позволяют привить ребёнку любовь к художественному творчеству. Психологи, анализируя детский рисунок, попадают во внутренний мир ребенка, находят проблемы волнующие его.
Нельзя не сказать, что рисунок таит в себе сложную, многогранную историю. В начале века к изучению рисунка подходили эмпирически, хотя позднее проблематика развития детского рисунка была представлена в психологических работах В.И. Киреенко, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.С. Мухиной. Е.И.Флериной, а также были выделены достоинства детского рисунка:
1. Эмоциональность, искренность, а также непосредственность, которую выражал ребёнок, исходя из своих чувств и мыслей;
2.Содержательность (чем больше развит кругозор ребенка, тем шире тематика его рисунка)
3 Гуманизм и оптимизм, как показатель содержания детского рисунка (природной доверчивости, доброжелательности);
4. Яркость, красочность, декоративность (в рисунках всегда ожидание чуда, добра)
Работы В. И. Кириенко ориентированы на специальную проблематику изучения изобразительных способностей, а также их формирования.
Только благодаря рисунку ребенок способен открыть свою душу, выразить мироощущение, выразить в рисунке радость, гнев, отчаяние. Рисунок позволяет высказать миру то, о чем бы никогда не смог сказать и долго держал в себе. Рисунок помогает ребенку раскрыться, сделать ту или иную волнующую его ситуацию более управляемой, решаемой не столько волнующей.
Особую роль выделяют выразительности изображения рисунка.
К выразительным средствам рисунка ребенка можно отнести: цвет, линию, использование орнаментальных и симметричных построений.
Как только дети начинают изображать предметы, они используют цвет, как выразительное средство.
Маленькие дети красиво изображают свои желания и мечты яркими чистыми красками. Дети чаще используют для рисования следующие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый. Если ребенок пользуется цветной бумагой (зеленой, красной, черной), то он рисует на ней чаще всего белой или любой другой светлой краской.
Наблюдая природу, рассматривая холсты известных художников, ребенок старается использовать цвет реалистично и выразительно - "подражательно".
В большинстве случаев дети выбирают для раскраски изображенного предмета цвета, не соответствующие натуре. При этом для малыша не имеет значения, каков реальный цвет предмета, он использует "не подражательный" цвет, имеющий для него особую выразительную силу.
"Не подражательный" цвет, как выразительное средство, используется в рисунках двоякого типа. Во-первых, в изобразительных рисунках, сделанных в виде схемы или иконического изображения. Во-вторых, "не подражательный" цвет используется в беспредметных рисунках, сделанных в виде цветовой композиции. Такие рисунки состоят из сочетаний больших и малых пятен, из неравных по величине неправильных форм и правильных геометрических цветовых фигур.
В композицию включаются все средства выразительности. Композиция в изобразительном искусстве - это изображение художественного произведения, характеризующее его содержанием, характером и назначением.
Дети могут создавать в своих рисунках выразительные, смелые и неожиданные композиции, не изучая ее правил. Ребята используют разнообразные формы композиционных решений в своем рисунке. Рисунок то вытягивается по вертикали, то размещается по горизонтали, может быть в центральной части, либо в углу листа, что определяется индивидуальностью детского творчества.
Средства выразительности, используемые ребенком в своем рисунке, многообразны и разноплановы. Используя их, ребенок передает характерные образы, отношение к нему. Выразительность образа зависит от мировосприятия, мироощущений, познаний мира в целом.
От выбора материала и техники исполнения зависит выразительность рисунка. Обилие материалов, их качество стимулирует и показывает содержание. Дети любят гуашь за её способность быстро покрывать поверхность бумаги насыщенным цветом, за возможность исправлять ранее нарисованное, и за способность передавать материальную сущность предметов.
Содержание детских рисунков говорит нам о том, что ребенок является социальным существом: его интересуют все проявления человеческой жизни, что важно для него в этом мире.
Детские рисунки могут раскрыть индивидуальные особенности ребенка, рассказать о социальной среде в которой живет малыш. Ребенок, рисуя на листе бумаги проявляет себя, как гражданин своей страны, а также нации.
Эта статья взята с сайта Каля Маля Всё о рисунках..
http://www.kalyamalya.ru
URL этой статьи:
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=319
|
|